25.02.2019

Как подготовить ТЗ на мобильную разработку

“Хочу сайт/мобильное приложение/интернет-магазин, чтобы можно было делать то-то и чтобы было выполнено в светлых тонах/корпоративных цветах компании” — знакомо впечатление того, что вам сложно перечислить все требования вашего проекта для разработчика или дизайнера? Вам всё кажется понятным и очевидным, а фрилансер всё равно продолжает делать не то, что вам нужно? Всё это “боли” человека, заказывающего диджитал разработку в первый раз, либо делающего это не слишком часто. В статье мы собрали несколько советов о том, как самостоятельно сделать бриф своего проекта.

“Подразумевалось” — значит не было.

Кадр из фильма «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра»

Часто вам кажется, что всё, что вы только что озвучили или описали — это вполне очевидное решение, которое не может быть расценено неоднозначно. На самом деле все люди воспринимают информацию по-своему. Например, вы заказали сделать отдел блога и упомянули, что там должны быть хэштеги материалов. Вы предполагали, что при клике на хэштег статьи будут сортироваться по нему и были очень удивлены, когда такого не произошло. Вероятнее всего, исполнитель не уточнил или даже не подумал о том, что вам необходима сортировка. Но хэштеги-то есть, значит формально всё соответствует требованиям.

Чтобы избежать недопониманий — четко и детально опишите алгоритм работы каждой функции, или что в приложении может сделать пользователь и какой результат получить.

То есть, описание “а слева у нас будет меню” — недостаточно чёткая инструкция. Чёткая инструкция звучит так: “в левом верхнем меню экрана будут блоки: главная, портфолио, блог, которые в мобильной версии преобразуются в “бургер” с откидным списком.”

Дизайнер лучше знает (но только, если он профессионал)

Часто клиенты просят заменить цвета/кнопки/местоположение элементов. Стоит сразу отметить, что нередко дизайн это так называемая “вкусовщина”. Тем не менее, дизайнер интерфейсов — это отдельная профессия в сфере диджитал. Такой человек не только подбирает правильную, не раздражающую пользователя цветовую гамму, но и знает о том, как сделать пользовательский опыт максимально приятным и удобным. Все эти знания основаны на том, как устроено восприятие человека и как пользователь, например, мобильного приложения, взаимодействует с интерактивными элементами. Где должно быть меню и другие элементы.

Но если вас всё же что-то принципиально не устраивает в предложенном исполнителем решении, то вам нужно четко аргументировать, что именно хотелось бы изменить и почему.

Например, “что-то не нравится, давайте попробуем перерисовать” — недостаточно чёткая инструкция, в отличие от “красный кажется слишком агрессивным и не соответствует цветам компании и концепции приложения. Наше приложение для занятия йогой, поэтому цветовая гамма должна быть расслабляющей и спокойной. Могли бы вы переделать, используя голубую или зелёную цветовую гамму?”

Конечно, всегда можно попытаться методом проб и ошибок найти такого исполнителя, с которым у вас совпадут вкусы. Но, возможно, это будет означать, что вы оба в чём-то ошибаетесь? Старайтесь делать акцент на том, что в первую очередь удобно и интуитивно понятно пользователям приложения.

Акцент на пользователя. Бизнес требования важны

В конечном итоге “потребитель” вашего проекта это пользователь сайта или мобильного приложения. Основной функционал приложения должен быть ориентирован на то, какие задачи выполняет человек с помощью вашего диджитал проекта, какую он ему принесёт пользу. Так, если вы хотите приложение для заказа еды, то вам нужно сделать акцент на том, что в первую очередь человек будет искать рестораны, а, например, статьи о правильном питании — уже побочный функционал, на котором не стоит акцентировать много внимания. Если только вы не планируете лендинг, продающий готовые диетические завтраки.

Используйте инструменты для визуализации требований (но не слишком много)

Визуализация — иногда единственный способ избежать двусмысленности и разночтений, поэтому разработка часто начинается именно с дизайна. Но если вы не профессиональный дизайнер и хотите заказать дизайн в студии — сделайте набросок или так называемый эскиз будущего приложения. Часто этот эскиз может вылиться в совершенно другой готовый прототип, но на первом этапе он поможет вам самостоятельно сформулировать требования и задачи приложения.

Подумайте, какие функции вам нужны, как они будут работать, как расположить элементы на экране. Напишите список необходимых страниц и общие впечатления, которые должен создавать дизайн.

Существует много готовых инструментов и техник, помогающих осуществить мозговой штурм и разложить по полочками цели и задачи проекта и логику пользователя. Среди них Balsamique, LucidChart, Business model canvas, Empathy map, различные редакторы для mind map.

“Добавьте изюма”. Для коммерческих проектов и стартапов

В каждом человеке должна быть изюминка, то же касается и мобильных приложений. Если вы хотите создать очередную соц сеть, Uber или приложение из другой высококонкурентной среды, то вам стоит заранее подумать о том, что отличит ваше приложение от сотни других аналогов в сторах. Для этого вам стоит для начала скачать и посмотреть приложения конкурентов. Составьте список того, что вам в них нравится или не нравится, и что бы вы хотели увидеть.

Доверьтесь профессионалам

Всё описанное выше (сбор бизнес требований, анализ конкурентов, визуализация, прописывание логики пользователя в user stories) делают в агентствах фулстек разработки. Над этим работают аккаунт менеджеры (менеджеры по работе с клиентами) и менеджеры проектов. В большинстве агентств при заказе проекта составление технического задания бесплатно и может вылиться не в одну неделю работы. Но с таким подходом к разработке технического задания гораздо меньше шансов того, что вы получите совсем не то, что хотели, и что ваше приложение будет на последних страницах сторов. Аналитики, маркетологи, дизайнеры, разработчики и инженеры по качеству всегда проконсультируют вас в тех отраслях, где вам недостаёт знаний. Давайте вместе делать качественные бизнес решения.

0 оценок